ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
ЯКИМОВОЙ М.В., УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
НА ФЕСТИВАЛЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ.
Моя педагогическая идея
называется «Пять Д», расшифровать
которую можно следующим образом:
1.
Действия
ученика.
2.
Действия
учителя.
3.
Диалог с обучающимися.
4.
Достижения
и результаты.
5.
Движение
в будущее. Дети.
Сегодня к выпускнику
школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен
уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения
разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать,
обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные
пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных
социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях...
В связи с этим уже на
первой ступени обучения необходимо, чтобы ученик по большей части
самостоятельно не просто «добывал» знания, а мог их использовать. Например, он
не переписывает, а придумывает предложение, не читает, а сочиняет рассказ, не
решает, а составляет аналогичную задачу, не просто узнает о листке, а
рассматривает его под микроскопом. Для
этого должен измениться, перестроиться и сам учитель.
Моя задача - вовлечь
обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения
взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Для этого нужно выйти за рамки общепринятого
облика учителя, постараться примерить на себя роль и режиссера, и дирижера, и
организатора.
На данный момент самой
привлекательной в этом отношении технологией для меня является ТРКМ. Это та
технология, которая позволяет развивать у детей открытость ума, умение
анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность,
самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за
собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами,
формирует качества критически мыслящей личности. А это - первый шаг человека к
социальному успеху, к открытому общению друг с другом.
Важную роль в процессе
обучения играет наличие обратной связи, осуществить которую можно через диагностические работы, тестирования,
портфолио. Задания данных работ направлены
на активную творческую деятельность, в них прослеживается на сколько
дети умеют применять свои знания в специально созданных условиях.
На выходе мы должны
получить коммуникабельную, любознательную, открытую к диалогу личность. Это
люди, способные критически мыслить, владеющие информацией, креативно подходящие
к решению разного рода проблем. У них есть главное – инструмент, которым можно
открыть любую дверь, а не просто набор зазубренных правил, теорем и параграфов
учебника.
Дети – это центр
Вселенной, это наше будущее, залог успешного продолжения существования
человечества. Поэтому работа учителя всегда должна быть направлена на ребенка.
Мне хочется подытожить
свое выступление словами французского писателя и философа эпохи Возрождения
Мишеля Монтеня:
«Я не хочу, чтобы наставник один все
решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца.
Сократ, а впоследствии Аркесилай заставляли сначала говорить учеников, а затем
уже говорили сами... Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова
затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он
принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни».
Комментариев нет:
Отправить комментарий