Навигация по сайту // Главная страница /Основные сведения/Структура и органы управления образовательной организацией /Документы /Документы (публичный отчёт)/Образование /Образовательные стандарты /Руководство. Педагогический состав/Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса /Стипендии и иные виды материальной поддержки/Платные образовательные услуги/Финансово-хозяйственная деятельность/Вакантные места для приёма(перевода) /Воспитательная работа /Наши достижения/(Грамоты и благодарственные письма,Достижения наших выпускников)/История /Творчество учащихся/Одарённые дети /Методические разработки учителей/Творчество учителей /Объявления/Учащимся/Учителям/Родителям /Электронная приёмная /Электронная запись в школу /Твоя безопасность/Фото и видеоматериалы /Союз профессионалов/Новости (2015) /Новости (2014) /Новости (2011-2013 годы) / Карта сайта

вторник, 25 марта 2014 г.

Воспитание чувством прекрасного. Эссэ.

Воспитание и образование, как известно, - две стороны единого процесса обучения. Хотим мы того, или нет, пытаемся ли уклониться только в сторону образовательной направленности уроков (что чаще всего и бывает), но воспитание идет рядом с образованием, осуществляется незаметно, незримо, ненавязчиво. И самый главный педагогический процесс, происходящий в школе, совсем не случайно назван учебно-воспитательным процессом.
Воспитание – это «питание» души, сердца, ума, это восхождение по лестнице нравственных принципов и законов, осознание их, признание необходимости для собственной жизни...
Все предметы школьной программы, так или иначе, воспитывают юного человека, но воспитательный потенциал уроков гуманитарного цикла трудно переоценить. В заявленной теме можно логично выделить два главных слова – это слова «воспитательный» и «современного». Можно справедливо считать их в наше время контекстуальными антонимами, если не полностью антагонистами, выступающими в конфронтации. Кого можно сегодня, в наш информационно-технологичный, равнодушно-мобильный, прагматично-кризисный век воспитать?! Кого направить на путь истинный, а самый главный вопрос – как это можно сделать?
Работая учителем русского языка и литературы уже более двадцати лет, с болью замечаю, что литература постепенно превращается в предмет, который выступает средством обслуживания других предметов или средством освещения общественных проблем. Пишет поэт или писатель про природу – молодец – решает экологические проблемы. Пишет про дружбу – молодец  - решает нравственные проблемы. Традиционная тема любви занимает читателя в современный век совсем с иной точки зрения, по сравнению с тем, что было раньше.
С начальной ступени образования и до выпускного класса,  идет во многом  библиотечное знакомство с писателем и его творчеством. «Был такой поэт Александр Блок. Жил в начале XX века. Написал поэму «Двенадцать». На большее при всем желании «выудить» из данного произведения воспитательный потенциал в 11 классе просто не хватает времени! А хочется заблудиться в  снежной буре, пурге, метели, почувствовать ее колкое прикосновение к лицу, прорезать черный вечер огнями свечей или зажженных костров, с головой войти в хаос жизни и суметь вынырнуть в самый последний момент, ощущая в себе надежду на спасение в белой пелерине роз и одежд идущего тебе на помощь Христа…  
 Когда молодой человек, стоящий на пороге выхода из школы, сможет почувствовать красоту авторского слова, слога, рифмы, строя, красок, звуков, раскроет вместе с учителем хоть часть секретов произведения и останется потрясенным этим до глубины души, тогда и пойдет процесс воспитания в его истинном смысле. Воспитания способности увидеть и почувствовать красоту, ощутить ее всем своим нутром…
Воспитание словом остается актуальным и единственно возможным.  Разница лишь в принадлежности слова к разговорной ли речи, к публицистическому выступлению или к искусству слова. Но если слово принадлежит искусству, то роль учителя литературы вырастает до космических масштабов и становится миссией – научить уметь познать красоту, скрытую в слове, принять ее сначала разумом, а потом и сердцем. Или  сначала сердцем, а потом  разумом.
Думается, что только через эстетическое наслаждение искусством слова можно совершенствовать все остальные «рецепторы» души и сердца: нравственные, духовные, гражданско-патриотические. Красота литературного слова сродни любой красоте, спасающей мир от пошлости и насилия, от безумия и бездуховности.
Нас всегда учили, что литература воспитывает. Литература воспитывает через обращение к красоте слова и образа, созданного мастерством художника.  В современную эпоху, как никогда, образование рассматривается как способ становления человека, как среда, в которой происходит его формирование. В условиях изменений в образовании главным становится не только наличие у выпускника школы определенной суммы знаний, умений и навыков, но и личностные «приращения» - приобретение и развитие в процессе образования определенных личностных качеств.
Поскольку в пространстве образования и воспитания происходит становление человека как «деятельного существа», значимость приобретают любые процессы, способствующие этому: как процессы обучения и воспитания по традиционной схеме, так и любые процессы,  имеющие образовательную и воспитательную ценность для человека – игровые, творческие, коммуникативные, интерактивные и  так далее.  В этом процессе формирования ключевых компетентностей интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, духовно-нравственной и прочих сфер,  особое место занимают предметы гуманитарного цикла, и в частности, литература.  
В Концепции модернизации образования указана главнейшая функция предметов гуманитарного цикла в становлении личности человека. Преподавание предметов образовательных областей «Искусство», «Филология», «Обществознание» призвано разрешить ряд противоречий, главные из которых - усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой; трудности в формировании подлинного высокохудожественного вкуса; сокращение учебного времени на преподавание предметов эстетического и гуманитарного циклов.
         В условиях построения развивающейся и развивающей школы актуальной стала задача конструирования новой практики обучения и воспитания, призванной обеспечить развитие  учащихся, формирование теоретического, творческого мышления и деятельности, опыта самостоятельного приобретения новых знаний, практических умений.
            Воспитательный потенциал урока гуманитарного цикла может быть реализован через деятельностный подход, подразумевающий различную деятельность учащихся под руководством учителя. В стандартах нового поколения деятельность учащихся выражена многочисленными глаголами, которые помогают ответить на вопросы: как воспитать и образовать ребенка? Как научить его чувствовать красоту слова? Как достучаться до сердца и ума молодого человека? 
 В тематическом планировании ФГОС по литературе приводится до пятидесяти глаголов, обеспечивающих деятельность на уроке: воспроизводить, группировать, классифицировать, различать, контролировать, объяснять, анализировать, сравнивать, характеризовать, дифференцировать, восстанавливать, читать, моделировать, выкладывать, списывать, переносить, записывать, наблюдать, придумывать, подбирать, оформлять, применять, составлять, описывать, участвовать, применять, пересказывать, задавать, обосновывать, оценивать, использовать, прогнозировать, определять, реконструировать, корректировать, соотносить, трансформировать, продолжать, устанавливать, аргументировать, различать, сочинять, называть, ориентироваться, приводить доказательство, выдвигать предложения, распространять, воспринимать,  конструировать,  моделировать,  характеризовать,  описывать, сравнивать,  различать,  читать,  работать с текстом,  объяснять,  составлять, делить,  озаглавливать,  определять,  пересказывать,  наблюдать,  анализировать,  выбирать, формулировать,  инсценировать,  презентовать,  интонировать,  классифицировать, заучивать,  интерпретировать,  исследовать, сочинять, обобщать, рефлексировать.
       За каждым из этих глаголов стоит титанический труд учителя и великая миссия литературы как учебного предмета – быть первым в развитии души, в воспитании Человека. (читать)
 Чебоксарова Ольга Михайловна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» 

 Исилькульский муниципальный район, г. Исилькуль



Комментариев нет:

Отправить комментарий