Воспитание
и образование, как известно, - две стороны единого процесса обучения. Хотим мы
того, или нет, пытаемся ли уклониться только в сторону образовательной направленности
уроков (что чаще всего и бывает), но воспитание идет рядом с образованием, осуществляется
незаметно, незримо, ненавязчиво. И самый главный педагогический процесс,
происходящий в школе, совсем не случайно назван учебно-воспитательным процессом.
Воспитание
– это «питание» души, сердца, ума, это восхождение по лестнице нравственных
принципов и законов, осознание их, признание необходимости для собственной жизни...
Все
предметы школьной программы, так или иначе, воспитывают юного человека, но
воспитательный потенциал уроков гуманитарного цикла трудно переоценить. В
заявленной теме можно логично выделить два главных слова – это слова
«воспитательный» и «современного». Можно справедливо считать их в наше время
контекстуальными антонимами, если не полностью антагонистами, выступающими в конфронтации.
Кого можно сегодня, в наш информационно-технологичный, равнодушно-мобильный,
прагматично-кризисный век воспитать?! Кого направить на путь истинный, а самый
главный вопрос – как это можно сделать?
Работая
учителем русского языка и литературы уже более двадцати лет, с болью замечаю,
что литература постепенно превращается в предмет, который выступает средством обслуживания
других предметов или средством освещения общественных проблем. Пишет поэт или
писатель про природу – молодец – решает экологические проблемы. Пишет про
дружбу – молодец - решает нравственные
проблемы. Традиционная тема любви занимает читателя в современный век совсем с
иной точки зрения, по сравнению с тем, что было раньше.
С
начальной ступени образования и до выпускного класса, идет во многом библиотечное знакомство с писателем и его
творчеством. «Был такой поэт Александр Блок. Жил в начале XX века. Написал поэму «Двенадцать». На большее при
всем желании «выудить» из данного произведения воспитательный потенциал в 11
классе просто не хватает времени! А хочется заблудиться в снежной буре, пурге, метели, почувствовать ее
колкое прикосновение к лицу, прорезать черный вечер огнями свечей или зажженных
костров, с головой войти в хаос жизни и суметь вынырнуть в самый последний
момент, ощущая в себе надежду на спасение в белой пелерине роз и одежд идущего
тебе на помощь Христа…
Когда молодой человек, стоящий на пороге
выхода из школы, сможет почувствовать красоту авторского слова, слога, рифмы,
строя, красок, звуков, раскроет вместе с учителем хоть часть секретов
произведения и останется потрясенным этим до глубины души, тогда и пойдет
процесс воспитания в его истинном смысле. Воспитания способности увидеть и почувствовать
красоту, ощутить ее всем своим нутром…
Воспитание
словом остается актуальным и единственно возможным. Разница лишь в принадлежности слова к
разговорной ли речи, к публицистическому выступлению или к искусству слова. Но
если слово принадлежит искусству, то роль учителя литературы вырастает до
космических масштабов и становится миссией – научить уметь познать красоту,
скрытую в слове, принять ее сначала разумом, а потом и сердцем. Или сначала сердцем, а потом разумом.
Думается,
что только через эстетическое наслаждение искусством слова можно совершенствовать
все остальные «рецепторы» души и сердца: нравственные, духовные, гражданско-патриотические.
Красота литературного слова сродни любой красоте, спасающей мир от пошлости и
насилия, от безумия и бездуховности.
Нас
всегда учили, что литература воспитывает. Литература воспитывает через обращение
к красоте слова и образа, созданного мастерством художника. В современную эпоху, как никогда, образование
рассматривается как способ становления человека, как среда, в которой
происходит его формирование. В условиях изменений в образовании главным становится
не только наличие у выпускника школы определенной суммы знаний, умений и навыков,
но и личностные «приращения» - приобретение и развитие в процессе образования определенных
личностных качеств.
Поскольку
в пространстве образования и воспитания происходит становление человека как
«деятельного существа», значимость приобретают любые процессы, способствующие
этому: как процессы обучения и воспитания по традиционной схеме, так и любые
процессы, имеющие образовательную и воспитательную
ценность для человека – игровые, творческие, коммуникативные, интерактивные
и так далее. В этом процессе формирования ключевых
компетентностей интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной,
информационной, духовно-нравственной и прочих сфер, особое место занимают предметы гуманитарного
цикла, и в частности, литература.
В
Концепции модернизации образования указана главнейшая функция предметов гуманитарного
цикла в становлении личности человека. Преподавание предметов образовательных
областей «Искусство», «Филология», «Обществознание» призвано разрешить ряд
противоречий, главные из которых - усиление разрыва между массовой школой и
высокой культурой; трудности в формировании подлинного высокохудожественного
вкуса; сокращение учебного времени на преподавание предметов эстетического и
гуманитарного циклов.
В условиях построения развивающейся и
развивающей школы актуальной стала задача конструирования новой практики
обучения и воспитания, призванной обеспечить развитие учащихся, формирование теоретического,
творческого мышления и деятельности, опыта самостоятельного приобретения новых
знаний, практических умений.
Воспитательный потенциал урока
гуманитарного цикла может быть реализован через деятельностный подход,
подразумевающий различную деятельность учащихся под руководством учителя. В
стандартах нового поколения деятельность учащихся выражена многочисленными
глаголами, которые помогают ответить на вопросы: как воспитать и образовать
ребенка? Как научить его чувствовать красоту слова? Как достучаться до сердца и
ума молодого человека?
В тематическом планировании ФГОС по
литературе приводится до пятидесяти глаголов, обеспечивающих деятельность на
уроке: воспроизводить, группировать, классифицировать, различать,
контролировать, объяснять, анализировать, сравнивать, характеризовать, дифференцировать,
восстанавливать, читать, моделировать, выкладывать, списывать, переносить,
записывать, наблюдать, придумывать, подбирать, оформлять, применять,
составлять, описывать, участвовать, применять, пересказывать, задавать,
обосновывать, оценивать, использовать, прогнозировать, определять, реконструировать,
корректировать, соотносить, трансформировать, продолжать, устанавливать,
аргументировать, различать, сочинять, называть, ориентироваться, приводить
доказательство, выдвигать предложения, распространять, воспринимать, конструировать, моделировать,
характеризовать, описывать,
сравнивать, различать, читать,
работать с текстом,
объяснять, составлять,
делить, озаглавливать, определять,
пересказывать, наблюдать, анализировать, выбирать, формулировать, инсценировать, презентовать,
интонировать, классифицировать,
заучивать, интерпретировать, исследовать, сочинять, обобщать,
рефлексировать.
За каждым из этих глаголов стоит
титанический труд учителя и великая миссия литературы как учебного предмета –
быть первым в развитии души, в воспитании Человека. (читать)
Чебоксарова Ольга Михайловна, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Исилькульский муниципальный район, г. Исилькуль
Комментариев нет:
Отправить комментарий